«Секретные» покупки: 31% детей тратят деньги в Сети без ведома родителей
Кто участвовал в исследовании компаний «Солар» и «Михайлов и Партнеры»(*)
* Опрос проводился среди жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек.
Треть детей в интернете совершают покупки без ведома взрослых
Онлайн-шопинг стал привычным времяпрепровождением для российских детей. Почти треть (31%) опрошенных детей признались, что не спрашивают для этого разрешения у родителей. Такую самостоятельность чаще проявляют подростки в возрасте 16–18 лет. Детей, которые оформляют заказы сами, но советуются о покупках с родителями, чуть больше — 35%.
Ещё 31% детей сообщили, что не покупают ничего в интернете самостоятельно, а если им что-то нужно — просят купить родителей. Половина из них (50%) — это ребята от 10 до 13 лет.
Интересно, что при этом 39% родителей уверены, что дети придут к ним за разрешением или советом о покупке, 47% считают, что полностью контролируют траты ребёнка, больше половины из них (64%) — родители со школьниками до 13 лет. О самостоятельных интернет-покупках детей в курсе лишь 11% их мам и пап.
Кто делает покупки для ребенка: он сам или родители
Как реагируют родители на несогласованные покупки детей
Данные опроса показывают, что о несогласованных покупках вспоминают 47% детей и только 28% родителей — то есть часть расходов просто проходит мимо внимания взрослых. Иногда такие траты невозможно не заметить. Например, несколько лет назад житель подмосковного Ногинска подал в суд на Гугл, когда обнаружил, что с его карты списались 320 тыс. руб. Деньги на микротранзакции в популярной мобильной аниме-игре потратил сын истца. Доступ к счёту ребёнок получил без труда, так как играл на смартфоне отца. Гугл урегулировал претензии в досудебном порядке. Но так везёт не всегда.
С обнаруженными покупками родители чаще всего соглашаются и не делают возврат — так заявили 68% детей и 56% взрослых. Причём к тратам детей старшего возраста — ученикам техникумов и колледжей — доверия больше: 53% подростков утверждают, что редко сталкиваются с неодобрением своих трат.
19% детей рассказали, что несогласованная покупка вызывала у родителей улыбку. Впрочем, сами родители другого мнения: о том, что незапланированная покупка, сделанная ребёнком, вызвала у них веселье, сообщили лишь 9%. Расходятся и данные о возврате товаров: 16% родителей вернули покупку ребёнка в магазин, дети говорят, что возврат произошёл лишь в 6% случаев.
Как поступили родители, когда покупка ребенка им не понравилась
Что покупают дети в интернете втайне от родителей
Лидер «секретных» детских покупок в Сети — одежда (23% от всех несогласованных приобретений). До этого родители отказали ребёнку, потому что вещи были слишком дорогими или не нравился фасон. На втором месте по популярности (11%) — компьютерные игры. На третьем (7%) — гаджеты, которые не вписывались в бюджет.
Реже всего подростки самовольно заказывают косметику (3%) или декор для комнаты (2%). По мнению родителей, это бесполезная трата денег. А 2% детей втайне от взрослых покупают на карманные деньги вейпы и сигареты.
Вопрос для детей: что ты купил без спроса и почему это не понравилось твоим родителям?
Эксперты сходятся во мнении, что агрессивный маркетинг провоцирует детей на импульсивные покупки. Для многих из них покупки — это способ повлиять на свой имидж или самооценку. Нередко маркетологи этим успешно пользуются. Например, они привлекают к рекламе популярных блогеров. Дети и подростки охотно покупают товар по рекомендациям инфлюэнсеров.
Неконтролируемые онлайн-траты усиливают риск попадания детей в сети мошенников. Ребёнок может не оценить всех рисков и перейти по фишинговой ссылке, чтобы оплатить подписку на игру или оформить заказ с новым платьем. В итоге данные банковской карты попадают к преступникам.
Как оградить детей от импульсивных онлайн-покупок
- Заведите детскую карту и регулярно переводите туда небольшие суммы на карманные расходы, например раз в неделю или месяц. Это поможет ребёнку научиться контролировать свои траты.
- Объясните, что номер карты вместе с именем и фамилией её владельца, ПИН-кодом и CVV/CVC-кодом — это строго конфиденциальная информация и называть их никому нельзя, даже друзьям.
- Обезопасьте свои банковские карты и настройте оплату только по коду с подтверждением в СМС. Дайте понять ребёнку, что если ему необходимо что-то купить, а карманных денег не хватает, он всегда может обратиться к вам.
- Расскажите, как распознавать фишинговые схемы и защищать свои банковские данные в интернете. Объясните, что подозрительное и крайне щедрое предложение в Сети — это, вероятнее всего, обман и мошенничество. Например, подобную обучающую информацию для детей можно найти на платформе «КиберЗОЖ».
- Учите ребёнка финансовой грамотности и планированию расходов. Если он хочет смартфон или дорогой велосипед, постарайтесь найти более доступную альтернативу. Объясните, что на сэкономленные деньги он сможет купить что-то ещё. Другой вариант — предложите подростку самому накопить на желанную покупку. Это поможет избежать импульсивных трат и научит относиться к деньгам более ответственно.
- Обсуждайте с детьми финансовые вопросы. Объясните, что важно обдумывать, насколько необходима та или иная покупка. Это поможет избежать спонтанных решений и лишних трат.